читаю про маннергейма.
об альтернативной истории. биография маннергейма это живая спекуляция на тему "если бы белые победили" -- на территории отдельно взятой финляндии. понятно, что экстраполировать ее результаты за пределы отдельно взятой финляндии будет ошибкой, но все равно интересно.
о политических прогнозах. складывается ощущение (могу ошибаться, точных данных нет), что в 20-х годах мнение, что совок продержится почти до конца века было радикально маргинальным. маннергейму не удалось убедить европу (и даже финляндию), что русская революция это проблема не только россии. в 80-х годах мнение, что совок не продержится до конца века тоже было далеко не мейнстримным. даже экономисты уровня фридмана писали об этом, скорее, с интонациями надежды, чем убеждения.
о дощечке. я серьезно не понимаю, как вообще возникла эта идея. в смысле, финские войска участвовали в блокаде ленинграда, живы люди, которые могут помнить финские лагеря. я это говорю без праведного негодования, маннергейм делал realpolitik, а совок напоролся на то, на что напрашивался. я не уравниваю масштабы военных преступлений. но тем не менее.
о национальных мифах. за что можно сказать маннергейму спасибо, это за то, что финляндия от совка отбилась. по крайней мере, на уровне национальных мифов не наблюдаю ресентимента по отношению к россии. и наоборот. equally damaged.
о военных памятниках. мне кажется, военные памятники не должны быть героизирующими и бахвалящимися. я не могу понять, зачем такие памятники ставят или, говоря о литературных памятниках, пишут. не могу понять, романтизирующих мотивов, героических саг. война это то, о чем следует помнить, но это точно не то, чем следует гордиться. война это бессмысленная трагедия. как сама жизнь, только злее, потому что вселенная абсурдна, что с нее взять, а тут все происходит на том уровне, который люди сконструировали сами, казалось бы, можно ожидать какой-то осмысленности. ан нет.
В книге, которую я делал для В.Возгрина, был перевод из интервью Маннергейма датскому журналисту Нильсу Хасагеру, приведённого в книге "Кроваво-красная река" (Eberhardt J. Den blodrøde flod. Danske øjenvidner til Den finske Borgerkrig 1918. København: Gyldendal, 2014)
На вопрос Нильса Хасагера «В чём цель гражданской войны белых войск против красных?», К.Г. Маннергейм ответил:
–– Во-первых, наша цель –– очистить Финляндию от анархии. Мы хотим сдержать волну большевизма, катящуюся из России через нашу страну и втягивающую её в революцию, в которой анархия справляет свои кровавые оргии. Вопреки этому мы хотим создать заслон для финской культуры и обеспечить в дальнейшем само существование нашей страны.
На следующий вопрос: «Когда вы рассчитываете он достичь этой цели?», генерал несколько уклоняется от его сути, повторяя, что его войска пытаются воздвигнуть стену против «большевизма и анархии». Если эта стена будет разрушена, то большевистский хаос распространится в остальной Европе, и тогда эта кроваво-красная река затопит остальные страны.
На вопросы: «Какой будет обстановка в Финляндии, когда закончится гражданская война? И будет ли к этому времени сделана попытка объединить расколотый народ?», вождь белых отвечает, что «анархисты» сами создали этот раскол тем, что среди прочего сместили законное правительство и ввергли страну в гражданскую войну. Именно поэтому никакого «моста» возведено не будет. Речь может идти лишь об одном: наказании.
Хасагер спрашивает: «И каким оно будет?».
К.Г. Маннергейм отвечает, что красные революционеры виновны в государственном преступлении и мятеже, а согласно финским законам эти преступления караются смертью.
После этого Хасагер беседует с исполняющим обязанности премьера, членом Сената Хейкки Ренваллем (настоящий глава правительства П.Э. Свинхуфвуд отрезан «красными» от Маннергейма и остального руководства страны). Х. Ренвалль уверен, что если братские северные державы не помогут финнам, то последствия могут стать самыми тяжёлыми именно для этих стран: «Если сопротивление большевизму провалится, то в Швеции, а затем и в остальных государствах поднимет голову анархия, уже низвергнувшая Финляндию во мрак ужаса, в котором мы живём».
То есть, глава правительства столь же непримирим по отношению к «красным», как сражавшийся с ними генерал. Все мятежники должны быть после окончания гражданской войны осуждены за государственное преступление. Многие участники войны с «красной» стороны, конечно же, получат шанс на амнистию, но в любом случае они утратят свои гражданские права и возможность участия в политической жизни. Они, по выражению Х. Ренвалля, должны стать “Paria kaste” –– кастой отверженных.
А что будет с лидерами «красных»? спрашивает Н. Хасагер. Их повесят –– полагает Х. Ренвалль и углубляет свой ответ: «Я не вижу иного исхода, как расплата собственной жизнью за жизни, которые они прервали».