http://morreth.livejournal.com/2652555.html?thread=52280715#t52280715
"И из него немедленно выясняется: то, что у всего цивилизованного человечества входит в понятие разумной и достойной благодарности за благотворительность (ну там, сказать "спасибо" благотворителю, что не дал тебе с голоду сдохнуть и не требовал от тебя ничего, кроме как прийти, сесть, поесть и уйти; не малевать гадостей на портрете благотворителя), у аффтора проходит по классу "лизания задницы за кашу"; а то, что у него проходит как достойное деяние (написание рассказов с лажанием людей, спасавших от голода подростков в послереволюционном Питере, при том, что про осквернение портрета того людоеда, от которого он зависел, аффтор бы совершенно обоснованно побоялся написать), у цивилизованного человечества называется лизанием задницы людоеду то ли за миску каши, то ли чтоб не убили.
Как раз это и интересно. Что моральные нормы не просто чуть-чуть сдвинуты, а лежат в противофазе. Что это какое-то другое человечество. Оно пользуется теми же буквами, складывает их в те же слова, но семантика за этими словами у него такая, что непонятно, можно ли с ним вообще договориться."
http://morreth.livejournal.com/2652555.html?thread=52253835#t52253835
"Да это исконное-посконное, идущее из глубин русской "народной" традиции (не только русской, конечно, но в России проявлялось сильнее): ненавидеть своих благодетелей, подозревать в благотворительности подвох и при любой возможности им пакостить.
Мне вспоминается у Чехова описание, как "простые русские" бьют медиков, самоотверженно их лечивших от холеры.
Или у Толстого, как крестьяне, которым помещик построил дома "по современной методе": с отоплением и вентиляцией, отказались в них жить, построив на задворках их курные избы, а в домах нарочно срали на пол."
@anonymous ле полезный идиотик
Корней Чуковский писал в 1923 году: «Знаешь ли ты, мой дорогой Рокфеллер, что эти три посылки АРА значили для меня? Понимаешь ли ты, как благодарен я Колумбу за то, что в один прекрасный день он открыл Америку?.. Эти три посылки значат для меня больше, чем просто спасение от смерти. Они дали мне возможность вернуться к литературной работе, и теперь я снова чувствую себя писателем».
Чекисты быстро уловили перемену в отношении населения к американцам. Янки стали восприниматься не только как спасители, но и как наиболее эффективно работающий аппарат на местах. В АРА поступали письма из деревень с просьбой прислать портрет Гувера, чтобы поместить его в красном углу. Это наносило ущерб государственной идеологии большевиков. Несмотря на то что во многих районах России и Украины сохранялась угроза голода, 29 марта 1923 года на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было принято постановление о ликвидации деятельности АРА на советской территории. Весьма дальновидно постановили «начать ликвидацию тогда, когда грузы АРА, находящиеся в пути и в портах, будут развезены по местным базам, т.е. с июня месяца».
К тому времени Гувер получил еще одну пощечину от Ленина. Оказалось, что большевики, принимая продовольственную помощь из Америки, вывозят и продают собственное зерно в Европу. Вырученная валюта шла на финансирование «мировой пролетарской революции» и дружественных компартий. Подавляющая часть изъятых русских церковных ценностей отправилась в переплавку, а полученные от продажи деньги шли не на борьбу с голодом, а на содержание партийной и советской бюрократии (именно в это время сотрудникам госаппарата были увеличены зарплаты, различные виды довольствия и пр.).
Летом 1923 года деятельность «Американского комитета помощи» в России полностью прекратилась. Остатки продовольствия – муку, крупы, чай, сахар, консервированное молоко, какао, а также запасы лекарств – американцы оставляли местным советским властям. Когда гуверовцы уезжали, из Москвы пришло распоряжение: «При отъезде АРА приветствия, благодарность, проводы могут быть устроены, но должны иметь абсолютно официальный характер... Ни в коем случае не должно быть массовых, от имени населения благодарственных актов и выступлений».
В СССР в то же время шла пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию «Американской организации помощи». Стали появляться статьи, что дядя Сэм сбывал в Россию залежалые и никому не нужные товары. Весной 1924 года в Киеве были арестованы «шпионы, нанятые APA за еду». 18 мая того же года «Известия» написали о суде над двумя бывшими сотрудниками APA. Они получили тюремные сроки за разглашение «секретных сведений» о количестве засеянных полей и поголовье крупного рогатого скота в Белоруссии. Узнав о репрессиях, Гувер заявил, что отныне дверь для какой-либо будущей американской гуманитарной помощи Советской России закрыта.
Большая Советская Энциклопедия 1950 года подвела итог деятельности американцев в России: «Предоставленную ей возможность создания собственного аппарата в Советской России АРА использовала для шпионско-подрывной деятельности и поддержки контрреволюционных элементов. Действия АРА вызвали решительный протест широких масс трудящихся».