@ivanov Ну у меня своеобразный красный, конечно. Я бы переходил уже к анархизму, но считаю, что он излишне идеалистичен, если и возможен переход к анархии, то исключительно через коммунизм.
@matimatik Анархический коммунизм возможен, принципиально, в двух вариантах - либо кибуц, либо острова Океании. И в любом случае он локален, то есть за пределами какой-то зоны уже никакого коммунизма не будет.
@goren Вот поэтому у коммунистов и траблы, что им нужно всё и сразу, а остальные обычно не подпрягаются на такие эксперименты. Наибольшие траблы у либертарных коммунистов, поскольку сталинисты и прочие марксоиды решают эту проблему известно как.
@matimatik Коммунизм предполагает обоществление собственности, притом кагбе всей сразу. Потому что если где-то есть какой-то Вася Пупкин, у которого что-то "моё и больше ничьё" - значит никакого коммунизма там уже нет. Такие дела.
@matimatik Ну, по крайней мере, с приведением свободы и равенства к взаимосвязи в рамках единого дискурса у них проблемы. То есть, даже на уровне теории. Я не видел ни одного "чистого" анархо-коммуниста в современных условиях, например, поскольку такой баланс хрен удержишь, это акробатика высшей пробы. Либо склоняются к большевизму, либо - к мютюэлизму. Относиться к этому можно как угодно, но это факт.
@matimatik Лол, забавно, что ты именно мне именно это предлагаешь почитать %) Ну а со средствами производства тут известная проблема, что это понятие так просто не определишь.
@goren Ну да, зубная щётка практически не бывает средством производства (хотя гипотетически может быть - я могу быть стоматологом чистить зубы другим людям электрощёткой, например). А вот гитара - однозначно может быть средством производства. И как её сделать общественной собственностью - это большой вопрос.
@ivanov Что угодно может быть средством производства. У стоматолога - и зубная щётка, или, скажем, у какого-нибудь ювелира, который ей чистит серебро... А у какой-нибудь порномодели её сиськи и половые органы - средства производства, и, следовательно, надо и их обобществить.
@matimatik Ну, пока есть собственник - он может со своей собственностью сделать что угодно. Подарить, отказаться, уничтожить, продать, использовать как-то ещё. Он может и отказаться предоставить её по первому требованию нуждающемуся. Следовательно, коллективная собственность - это ещё не "всё принадлежит всем".
@matimatik Ну, чтобы не быть голословным. Идёт некий путник по дороге, на дороге - заводик на пятнадцать человек, минералку делают. Он им: дайте воды. А они ему: а не пошёл бы ты дальше. Вот ситуация, когда коллективный собственник препятствует обобществлению. Причём, он вполне свободен не дать воды ведь, с этим не поспоришь.
@matimatik Нет, если у человека есть выбор пойти и набрать воды в соседнем ручье - это не коммунизм. Коммунизм - это когда он такой же владелец скважины, как и шесть миллиардов
@matimatik Так вот, пока такой договор не будет глобальным (а он никогда не будет глобальным без принуждения, как минимум) - значит коммунизма нет. Есть только отдельные коммуны.
@ivanov То есть, вот в этом и разница между коммунизмом и мютюэлизмом, грубо говоря. Или всё принадлежит всем, или что-то конкретное - такой же конкретной свободной ассоциации трудящихся.
@matimatik Ну вот как бы при коммунизме никто не должен ломать общую собственность, потому что она общая, и переступить через эту мораль никому не под силу =) Это ж не я придумал, что всё принадлежит всем, а Пётр-свет-Алексеич. С него и рисуем.
@matimatik Противоречие есть в том, что коммунизм, даже у Кропоткина, рисуется единственно последовательной анархической идеей. При этом от дихотомии власть/свобода коммунизм уходит в сторону дихотомии собственность/коммунизм, поскольку для него вопрос о власти решается путём отказа от всякого владения, по сути.
@matimatik О противоречиях Кропоткин, по-моему, добрую часть "Современной науки и анархии" пишет, кстати. С мютюэлизмом и индивидуализмом в частности. То есть, он делает всякие примиряющие выводы, этого не отнять, но говорит именно что о противоречиях.
@matimatik Анархист - это тот, укто считает, что анархия - это реализуемая вещь, а не "недостижимый идеал". Точно так же и коммунист считает коммунизм реализуемой вещью. Если записывать в анархисты по принципу согласия с правильностью, но недостижимостью - так и путена можно в анархисты, может быть, записать. Я думаю, он тоже подтвердит, что анархия - это хорошо, но недостижимо, поэтому нужно что-то другое. Русская империя от Гибралтара до Калифорнии, например )
@matimatik При том, когда человек разрешает использовать его собственность как общую, у человека-то шансов, может, и нет на захват власти. Зато его собственность под реальной угрозой захвата со стороны других.
@matimatik Ну так делов-то: снять с полки пыльный томик Кропоткина и посмотреть, как у него это всё описывается, т.е. сам базис либертарно-коммунистической идеи. Он не пишет, что трудящиеся могут довольствоваться локальными коммунами, он говорит о взаимосвязях на уровне всего общества, от и до. Ну и как бы постоянно надеется на то, что коммунизм "инстинктивно принимается" всеми рабочими, поэтому рабочие, мол, сами не будут ломать коммунистический порядок.
@matimatik Какая же может быть защита общественной собственности от другого члена общества? Если это так, тогда собственность не общественная, а коллективная. Возвращаемся к порнозвезде, которая зажиманием своих сисек от обобществления не даёт установить коммунизм.
@matimatik А возможна ли общественная собственность на то, чего нет в изобилии? Вот, например, я могу сколько угодно топтать снег, он есть в изобилии. Никто мне и слова не скажет, что я порчу естественный ресурс, из которого можно было бы добыть питьевую воду и отправить в засушливые районы Африки.
@matimatik Поскольку ресурс в изобилии, моё наплевательское к нему отношение никого не волнует - ибо от ресурса не убудет. Да, это можно назвать общественной собственностью, когда что-то реально принадлежит всем. Но вот, допустим, с полями пшеницы такая фигня уже не прокатит - мне не дадут сделать то, что я могу сделать со своей (она же общая, поэтому - и моя) собственностью. Ни продать, ни подарить, ни уничтожить. Да и в любом случае, когда я вознамерюсь подарить кому-то снег - я де-факто его уже отчуждаю от общественной собственности в личную/частную.
@ivanov то есть, возникает вопрос следующего порядка: кого мы причисляем к обществу, и на каком основании отказываем кому-то в ассоциации с обществом, защищая от него общественную собственность? если таких людей будет больше, чем один - не будет ли значить, что одна группа людей отказывает другой в праве владения тем, что декларируется ей как всеобщее? Каким образом те люди попадают в разряд "недочеловеков"?
@ivanov Сдаётся мне, что реальная общественная собственность - это когда она реально принадлежит всем, а если кому-то не принадлежит - то она уже не общественная. или появляются разные общества, и в таком случае собственность уже коллективная. с возможностью исключения из коллектива (чего у Кропоткина, вроде бы нет)
@matimatik А мне кажется, что не надо городить городушек с общественной собственностью просто. Есть коллективная - и можно присоединиться к коллективу, и вступить во владение его собственностью на основании определённого договора. Договоры могут быть везде разными, формы хозяйствования - тоже. Коммунизмом это в любом случае не будет.
@matimatik Тут есть ещё вот такой разрез: строго говоря, о собственности и можно говорить тогда и только тогда, когда возможности собственника неограничены. То есть, собственник может сделать со своей вещью всё, что ему заблагорассудится, ни у кого не спрашивая. Если собственником является ни один человек, а коллектив - требуется какое-то решение в рамках коллектива, но, опять же, ни у кого за пределами этого коллектива его члены спрашивать не обязаны (иначе нельзя сказать, что это их коллективная собственность). А если собственником, типа, является всё человеческое общество - это как? Нужен консенсус всего человечества? Или есть какие-то вещи, которые никто и ни при каких условиях не может делать с общественной собственностью?
@matimatik Ну не все же умеют чинить. Вот, скажем, наша коммуна поставила скамейки в парке, на них может сидеть кто угодно,но с условием - если сломаешь, либо сам чини, либо плати стоимость починки. Нарушение этого условия чревато пиздюлями от членов коммуны. Это коммунизм или нет?
@matimatik Ну, допустим, их коммуна делает квас, а вот ни одной коммунистической коммуны хлеборобов/хлебопёков нет. Они будут закупать хлеб или коммуниздить у собственников? )
@matimatik Ну вот, да, следовало бы определиться с "обществом" и "коммунизмом", поскольку с собственностью, индивидуумом и коллективом вроде бы всё ясно. Потом уже простраивать взаимосвязи. И да, я всё ещё не согласен с тем, что один человек может быть коллективом =)
@ivanov то есть, если под коммунизмом понимается всего лишь коммунитарная форма хозяйствования - то это явно не коммунизм как общественная формация. если общество - это любая группа людей, тогда не следует говорить об общественной собственности как о чём-то отличающемся от коллективной. и, в общем, тогда можно резюмировать, что к анархо-коммунизму наш разговор не имеет никакого отношения )
@matimatik Ну традиционно в 20-м веке и после об "обществе" говорят, подразумевая совокупность всех подданных государства, а левые - подразумевая человечество в целом.
@matimatik Так вот и получается, что твоё понимание общества - вполне индивидуалистическое и договорное, а не совокупное "всё мировое человечество", из которого и следует понятие "общественной формации".
@matimatik Ну как-то так, да. Поскольку кактусы настолько же твоя, насколько и его собственность - то ты имеешь право ими распоряжаться так же, как и он. "Довольство для всех" же.
@matimatik У Вики есть инфа, 100%. Проще говоря, взята та теория, по которой проиграть в сделке невозможно, поскольку договор удовлетворяет обе стороны. Австрийская теория, короче )
@matimatik Кропоткин просто избегает рассмортрения ситуаций, когда изобилие отсутствует. Кактусов должно хватить всем. А если не хватит - добрые роботы сделают галюциногенные кактусы из говна.
@matimatik Возможно, что угостит, а возможно, что и нет. Особенно если кактусы в дефиците, а желающих много. Ну, то есть, опять-таки приходим к тому, что коммунистический подход возможен только в условии изобилия, если не избытка.
@goren Страшный-страшный Ротбард как раз об этом и говорил, что там, где есть изобилие - частная собственность бессмысленна. Но, в отличие от Кропоткина, индивидуалисты никогда не полагали, что необходимо изобилие всего и вся, предпочитая рассматривать частные случаи удовлетворения потребностей.
@matimatik да в общем-то и сейчас тяпок хватает, надо заметить. и, если вычесть из производства налоги, то купить тяпку может, наверное, даже голодающий африканский негр
@ivanov Кстати, реально так. В Новой Зеландии жратва дешевле, чем где-нибудь в Поволжье - я думал, что дело в климате, пока не узнал, что в Исландии она ещё дешевле %)
@matimatik кстати, о детях. я тут читал где-то интересные рассуждения, почему рынок детей лучше, чем государственная "защита детства". впечатляет реалистичностью.
@matimatik Можно так, что кто любит детей - те и воспитывают всех детей в общине, не разбираясь, где чьи. Но это вариант "кланово-общинного" подхода, в частности, на Кавказе где-то так.
@goren Кстати, про экономику Исландии пишут, что там ни фига не низкие налоги. Не знаю, может это в последние годы такая ситуация. Но вот я да, тоже ведь слышал где-то про то, что государство там мало вмешивается, а вот поди ж ты...
@goren То есть, я так понял, налоги там высокие, но больше государство никуда не лезет. И, собственно, налоги - это своего рода компенсация за то, что государство не пытается прибрать к рукам всякие производства и другие источники дохода.
@ivanov Хотя один чёрт не lassez-faire, конечно. Потому что такая экономика подразумевает крайне низкие налоги обычно, плюс свободу торговли. Здесь свобода торговли, видимо, пропорциональна налогообложению.
@ivanov У нас как раз были холдивары в рассылке на тему частичной уплаты налогов. Я защищал позицию, что дать чиновнику 5 тысяч, чтобы не платить 25 - это тоже экономическая борьба
@goren Но реально отказаться от уплаты налогов на 100% без ухода в подполье практически невозможно, в чём проблема. То есть, первая задача в том, чтобы минимизировать отчисления государству, а дальше уже, конечно, надо ликвидировать и минимальные. Необходимость конечного отказа от всех налогов такой подход, в общем-то, не отрицает