Если у Куприна в повести «Яма», написанной в начале ХХ века, присутствуют позитивные образы журналиста и революционера-анархиста (Куприн, хотя впоследствии он станет идеологом «белого» движения, с симпатией и сочувствием описывал революционеров), то в одноименном фильме, снятом в 1990м году, выведенные общественные деятели вызывают презрение и неприязнь; в лучшем случае это – наивные идеалисты, не способные быть верными собственным идеалам. Персонажи, вызывающие симпатию: сильные, смелые, практичные, борющиеся за жизнь, в то время как интеллигенты в пьяной тоске предаются страданиям от того, что «Россия гибнет», - это вор и проститутка. Такое прочтение повести вполне в духе времени; эти персонажи – действительно герои 90х. Так изменилось восприятие произведения через 75 лет после его написания. Это закономерно, поскольку каждая эпоха видит в литературе, созданной ранее, что-то свое.