Пятнистый Волк и Крапчатый Орел, боевые вожди двух соседних племен сиу,
оба старые и опытные воины, слегка уставшие убивать, решили предпринять
малоупотребительную до этого попытку: они хотят попробовать договориться о
правах охоты на вот этом острове, что омывается маленькой Бобровой речкой,
разделяющей охотничьи угодья их племен, вместо того чтобы сразу браться за
томагавки. Это предприятие с самого начала несколько тягостно, поскольку
можно опасаться, что готовность к переговорам будет расценена как трусость.
Потому, когда они наконец встречаются, оставив позади свою свиту и оружие,
-- оба они чрезвычайно смущены; но ни один не смеет признаться в этом даже
себе, а уж тем более другому. И вот они идут друг другу навстречу с
подчеркнуто гордой, даже вызывающей осанкой, сурово смотрят друг на друга,
усаживаются со всем возможным достоинством... А потом, в течение долгого
времени, ничего не происходит, ровно ничего. Кто когда-нибудь вел переговоры
с австрийским или баварским крестьянином о покупке или обмене земли или о
другом подобном деле, тот знает: кто первым заговорил о предмете, ради
которого происходит встреча, -- тот уже наполовину проиграл. У индейцев
должно быть так же; и трудно сказать, как долго те двое просидели так друг
против друга.
Но если сидишь и не смеешь даже шевельнуть лицевым мускулом, чтобы не
выдать своего волнения; если охотно сделал бы что-нибудь -- много чего
сделал бы! -- но веские причины не допускают этих действий; короче говоря, в
конфликтной ситуации часто большим облегчением бывает сделать что-то третье,
что-то нейтральное, что не имеет ничего общего ни с одним из противоположных
мотивов, а кроме того позволяет еще и показать свое равнодушие к ним обоим.
В науке это называется смещенным действием, а в обиходном языке -- жестом
смущения. Все курильщики, кого я знаю, в случае внутреннего конфликта делают
одно и то же: лезут в карман и закуривают свою трубку или сигарету. Могло ли
быть иначе у того народа, который первым открыл табак, у которого мы
научились курить?
Вот так Пятнистый Волк -- или, быть может, то был Крапчатый Орел --
раскурил тогда свою трубку, которая в тот раз вовсе не была еще трубкой
мира, и другой индеец сделал то же самое.
Кому он не знаком, этот божественный, расслабляющий катарсис курения?
Оба вождя стали спокойнее, увереннее в себе, и эта разрядка привела к
полному успеху переговоров. Быть может, уже при следующей встрече один из
индейцев тотчас же раскурил свою трубку; быть может, когда-то позже один из
них оказался без трубки, и другой -- уже более расположенный к нему --
предложил свою, покурить вместе... А может быть, понадобилось бесчисленное
повторение подобных происшествий, чтобы до общего сознания постепенно дошло,
что индеец, курящий трубку, с гораздо большей вероятностью готов к
соглашению, чем индеец без трубки. Возможно, прошли сотни лет, прежде чем
символика совместного курения однозначно и надежно обозначила мир.
Несомненно одно: то, что вначале было лишь жестом смущения, на протяжении
поколений закрепилось в качестве ритуала, который связывал каждого индейца
как закон. После совместно выкуренной трубки нападение становилось для него
совершенно невозможным -- в сущности, из-за тех же непреодолимых внутренних
препятствий, которые заставляли лошадей Маргарет Альтман останавливаться на
привычном месте бивака, а Мартину -- бежать к окну.