The prominence of causal intuitions is a recurrent theme in this book because
people are prone to apply causal thinking inappropriately, to situations that
require statistical reasoning. Statistical thinking derives conclusions about
individual cases from properties of categories and ensembles. Unfortunately,
System 1 does not have the capability for this mode of reasoning; System 2
can learn to think statistically, but few people receive the necessary
training.
Daniel Kahneman. Thinking, Fast and Slow
Является ли LessWrong тем самым «training» для «System 2»?
A reliable way to make people believe in falsehoods is frequent repetition,
because familiarity is not easily distinguished from truth. […] People who
were repeatedly exposed to the phrase “the body temperature of a chicken”
were more likely to accept as true the statement that “the body temperature
of a chicken is 144°” (or any other arbitrary number). The familiarity of one
phrase in the statement sufficed to make the whole statement feel familiar,
and therefore true. If you cannot remember the source of a statement, and
have no way to relate it to other things you know, you have no option but to
go with the sense of cognitive ease.
Daniel Kahneman. Thinking, Fast and Slow
Россия как нарциссическое расстройство личности, Украина как нарциссическая травма:
http://morreth.livejournal.com/2473217.html (ч.1)
http://morreth.livejournal.com/2473922.html (ч.2)
http://morreth.livejournal.com/2476432.html (ч.3)
"Я иногда, особенно когда ПМСю, влезаю в бессмысленные срачи. Потом мне бывает стыдно за впустую потраченное время и метание бисера, но иногда это заканчивается полезными инсайтами.
В этот раз я влезла в дискуссию с Якобинцем по поводу закона Кивалова-Колесниченко. Он считал, что именно его отмена была причиной гражданских безобразий в Лугандоне, я зачем-то пыталась объяснить, что это не так, что почва готовилась задолго, что если бы закон не отменили – нашли бы еще к чему прикопаться, на крайняк сфальсифицировали бы, как речь Тягнибока. Он же продолжал стоять на своем – Рада виновата, не надо было давать повода; ну ладно, он левак, у него правые всегда виноваты (скипнем тот вопрос, что из Тягнибока правый как из меня архиерей). Но на следующий день еще один парень из той же, совершенно не ватной тусовки, совершенно не ватный парень, высказался насчет того, что украинское правительство не должно призывать в войска беженцев. Тут мне уже хватило соображалки не ввязываться. Ему было явно не интересно вникать в украинские обстоятельства, типа у нас война, у нас предлинная граница с Россией, и мы не можем ни одного мужчину призывного возраста без уважительных причин вот так просто взять и освободить, любая страна на месте Украины поступила бы так же.
Но парень явно не мог сочувствовать Украине в качестве «любой страны». Ему нужна была некая идеальная Украина для сочувствия. Украина, которая вся целиком ведет себя как Надя Савченко на допросе, храни ее Боже. Тогда да. А так нет.
И вот тут у меня аларм-то и зазвенел. Мне это требование «будь достойным моего сочувствия» куда как знакомо. Это требование на самом деле никогда не касается совершенства, это перенос стыда на жертву: человек ощущает стыд за свое бессилие, но делать с бессилием ничего не собирается и переносит стыд на жертву, самадуравиновата. В этом месте я обычно заканчиваю контакты с человеком, и с Якобинцем я их закончила, как и со вторым парнем.
Но осталась мысль: что же это за фигня такая, что имперская чумка поражает и антипутинцев? Почему вообще наши старые интернет-знакомые в таких количествах соскакивают с катушек? Почему люди разной политической ориентации – один социалист, другой либерал – реагируют так, словно им одинаково пороблено?
В общем, я пришла к выводу, что политическая ориентация здесь ни при чем, это лежит где-то глубже, где общая национальная культура и ментальность встречаются с личным характером.
У меня слишком длинная история с нарциссизмом, чтобы не опознать, тыкскыть, паттерн.
Что если так называемый «русский характер» - всего лишь раздутый до национальных масштабов нарциссизм?
Это гипотеза. Давайте проверим.
Итак, что такое нарциссизм? Тётя
Вика кагбэ говорит нам, что:
Нарцисси́ческое расстро́йство ли́чности — расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие им завидуют.
При этом американская вика говорит нам, что нарциссичскому расстройству личности подвержены около 1% населения, а русская сообщает, что: «По данным Национального института здравоохранения США, опубликованным в 2008 году в Journal of Clinical Psychiatry, значительно выросло число американцев, демонстрирующих поведение, удовлетворяющее критериям клинического нарциссизма. Среди 20-29 летних их оказалось 10 %, а среди тех, кому 60-69 лет, лишь 3 %»
Ну а может ли такое быть, чтобы разразило все население какой-то страны? Или хотя бы значимую часть?.."
Чтоб опять не забыть: https://yadi.sk/d/ilP0D8wr4Mzog
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/222267.html
"Когда вчера я прочла про то, что украинским биатлонисткам зрители-россияне кричали во время забега "Упади! Промахнись!" я сначала не поверила. Ну, как-то это уж совсем за гранью.
А потом написала пост о людях Майдана, получила на него больше тысячи агрессивных комментов и поняла, что у меня очень оторванное от жизни представление о том, где грань у переживающих имперский батхерт сограждан.
Когда люди, только позавчера призывавшие Януковича "проявить жесткость", "раздать оружие Беркуту", "закатать их в асфальт!", утопить протест в крови, сегодня лицемерно вопят про "стоили ли загубленные жизни" и "кто воскресит мертвых". Мертвых, чьей смерти они так страстно желали. Мертвых, которых было бы в сотни раз больше, если б все вышло по их призыву.
Когда люди, обильно употребляющие слова "хохляндия", "жидовье", "пиндосы" и "чурки", патетически восклицают "как можно радоваться победе фашизма!".
Когда люди, вот только что открыто обсуждавшие ввод в соседнее государство танков, разделение его территории и аннексию, вопрошают: вы что, не понимаете, что вас использовали, подмяли и поделили?
Когда Украине с кликушеским упоением предрекают кровь, войну, резню, нищету, голод, смакуя каждый малейший признак надвигающейся беды, десятки, сотни раз с мстительным упоением повторяя одни и те же доводы в пользу грядущего апокалипсиса в одной отдельно взятой стране.
Я перестаю понимать, есть ли вообще эта грань.
Есть ли вообще хоть что-то, чего в своем постимперском батхерте не способны пожелать украинцам "русские братья".
Знаете, на что похоже?
Мне приходилось работать с женщинами, оказавшимися в ситуации длительного семейного насилия, эмоционального и физического. Конечно, они еще до обращения к психологу в какие-то моменты порывались уйти от насильника. И рассказывали мне, что было. Так что этот монолог я знаю наизусть, со всеми вариациями, и именно он сейчас звучит, один в один:
"Ты что о себе возомнила, сука?! Я тебя любил. Я тебя кормил. А ты, тварь неблагодарная, ссссука, шваль, ну ничего, ты еще будешь кровью харкать, мразь, ты еще на коленях приползешь, ты еще узнаешь!..
Ты думаешь, я не понимаю? Думаешь, не знаю, кто тебя надоумил? У тебя своих-то нет мозгов, курица, дебилка, я знаааааю, откуда эта дурь у тебя... наслушалась...
Думаешь, ты кому-то нужна?! Да кому ты нужна, дешевка, дрянь, да на что ты сама-то способна, да об тебя все ноги вытирать будут, уууууу сссука!.."
В этом месте самое время воскликнуть патетически со слезой в голосе: нет, ну почему они нас так НЕ ЛЮБЯТ? Почему не хотят быть с Россией? Почему говорят: "кто не прыгает, тот москаль"? Ведь мы БРАТСКИЕ НАРОДЫ.
Ведь мы, сссука, братья, тварь, ты еще кровью умоешься, гадина!.."